Отчёт:
Для начала необходимо выровнять площадку под колёсами, чтобы машина стояла ровно по уровню:
1. Ставим машину на более-менее ровную площадку, отмечаем положение колёс, убираем машину, чтоб не мешала.
2. При помощи нивелира либо лазерного уровня (может можно ещё как…) замеряем уровень точек, на которых будут стоять колёса.
3. Подсчитываем под какое колесо какой толщины надо подложить прокладку.
4. Ну и ходим по закромам со штангенциркулем в поисках нужных подкладок.
5. Расставляем подкладки, замеряем уровень ещё раз, убедившись что всё ровно (±2мм), ставим машину на подкладки.
* желательно чтобы в процессе выравнивания подкладки оказались под обоими передними колёсами, т.к. в процессе придётся их вертеть туда-сюда.
Часть 1. Измеряем развал. Для этого нам понадобятся линейка, рулетка, отвес, скотч, ручка, бумага (чтоб записывать результаты).
* В качестве отвеса я использовал тонкую леску с привязанной к ней гайкой.
* Диски должны быть ровными, не мятыми, не битыми иначе ничего не выйдет…
1. Ставим колёса прямо, вешаем отвес на арку либо на резину так, чтобы линия отвеса проходила по центру колеса, закрепляем скотчем.
2. замеряем линейкой расстояние A (мм.) от верха диска до отвеса, записываем.
3. замеряем расстояние B (мм.) от низа диска до отвеса и тоже пишем.
4. замеряем диаметр диска C (мм.).
5. Развал считаем по формуле: Camber = arcsin((B-A)/C). Результат будет в десятичных градусах.
Аналогично замеряем второе колесо.
Часть 2. Измеряем продольный наклон оси поворота (Caster).
Для измерения кастера я написал программку (Caster.exe, прикрепил к сообщению).
Формула расчёта примерно такая:
b = (arcsin(R1/C)-arcsin(R2/C))/2
Caster = arctg(tg(b)/sin(x))
По обозначениям см. далее.
Для правого колеса:
1. Поворачиваем колёса вправо на x градусов (я поворачивал до упора, потом отпускал руль и брал x ~ 28°). Можно померить угол поворота транспортиром, шибко точно не надо, ошибка в 4° даёт погрешность при вычислении кастера в 15 минут примерно. Главное одинаковым методом мерить на правом и на левом колесе, чтобы расхождений не было.
2. Замеряем развал R1 колеса при этом повороте в миллиметрах (B-A), см. п.2 и 3 в первой части.
3. Поворачиваем колеса влево на те же x градусов.
4. Замеряем развал R2 в мм. (см. п.2).
5. Запускаем Caster.exe, вбиваем туда полученные данные, нажимаем «Вычислить» и получаем результат в десятичных градусах.
Для левого колеса всё тоже самое, только R1 замеряем при повороте влево, а R2 – вправо.
Регулируется всё это дело (развал и caster) болтами на нижнем рычаге, которые сайлентблоки держут.
PS: Порядок регулировки углов: Развал+Caster (одновременно), потом схождение, т.к. при изменении развала меняется и схождение.
PSPS: После регулировки развала желательно прокатить машину вперёд-назад несколько метров, чтобы всё на место встало (если развал и кастер одновременно делать, то можно и не катать, т.к. при повороте колёс вправо-влево и так всё встанет на место).
Часть 3. Схождение.
Для проверки и регулировки схождения нам нужны следующие данные по машине:
Колесная база, мм (для 4Runner / Surf 130 равна 2625 мм.).
Длина передней оси, мм (для 4Runner / Surf 130 равна 1475 мм.).
Длина задней оси, мм (для 4Runner / Surf 130 равна 1470 мм.).
Необходимые инструменты: леска (~ 6м), скотч, ну и ключи чтобы крутить тяги.
Делать можно на примерно ровной площадке, по уровню выводить не надо

Делать будем по задним колёсам. Задняя ось обычно короче передней. Именно для этого нам нужны данные по длине осей.
1. Находим разницу d между длиной передней и задней оси. Для 4Runner / Surf 130 она составляет d = 1475-1470 = 5мм.
2. Смотрим по книжке, какой должен быть угол a схождения, для 4Runner / Surf 130 он должен быть +0,1º.
3. Ставим колёса прямо и натягиваем леску (см. прикреплённое фото). Натягиваем с двух сторон.

4. В месте, обозначенном на фото крестиком, необходимо подложить подкладки под леску. Но сначала надо вычислить их толщину T (мм.). Для этого нам нужна колёсная база B (мм), разница d длин осей (см. п.1) и угол a схождения (см. п.2). Вычисляем толщину подкладок по формуле: T = (B * sin(a) + d) / 2. Например для 4Runner / Surf 130 размер будет: T = (2625 * sin(0.1) + 5) / 2 = 4.79 мм. Подставляем под леску подкладки так, чтобы она отошла от колеса на расстояние T (делаем с обеих сторон).
5. Теперь берём инструмент, ослабляем хомуты рулевых тяг и приступаем к регулировке. Для начала надо замерить длину тяг и отрегулировать их так, чтобы они были одинаковыми. После этого регулировку схождения производим вращая ОБЕ тяги на ОДИНАКОВЫЙ угол (чтобы они оставались одинаковой длины).
6. Выставляем схождение. Делать удобнее с помощником. Крутим тяги, потом рулём выставляем одно из колёс (какое удобнее) так, чтобы шина (на фото это место обведено кружком) слегка касалась лески, идём смотрим второе колесо. Если оно не достаёт до лески или слишком плотно к ней прижато, то крутим тяги дальше. Надо добиться такого положения тяг, при котором оба колеса будут слегка касаться шинами лески.
Примечание: после каждой регулировки выставлять рулём одно из колёс обязательно! И не забываем про пункт 5.
7. Всё, регулировка завершена, затягиваем хомуты рулевых тяг (см. азбуку по машине).
Если после регулировки руль стал смотреть в сторону при движении по прямой, значит, тяги не равны по длине (неправильно выполнен пункт 5). Если тяги равны, а руль всё равно стоит криво, значит, кто-то его уже снимал

